Новости цифровой экономики

Официальная позиция АНО «Цифровая экономика» по отношению к проекту поправок Правительства по законопроекту о создании правовой основы для ведения «электронных архивов»

Суть вопроса


Проект федерального закона № 1 173 189−7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) и 16 апреля 2022 года принят в первом чтении.

Законопроект разрабатывался на площадке АНО «Цифровая экономика» в рамках реализации пункта 1.2 федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Целью законопроекта является создание правовой основы для перевода бумажных документов в электронный вид и обратно, конвертации электронных документов (изменения их формата) и их долгосрочного хранения с сохранением их юридической значимости.

Создание правовой основы для ведения электронных архивов позволит не только сократить и оптимизировать расходы российских компаний на архивное хранение (ежегодные затраты на хранение только у ПАО Сбербанк составляют порядка 2,5 млрд. рублей), но и разработать полноценные дистанционные сервисы для физических и юридических лиц с полным жизненным циклом электронного документа, что ускорит внедрение электронного документооборота и цифровую трансформацию во всех сферах экономической деятельности.

Законопроект также стимулирует развитие электронного документооборота — компании смогут создать электронные дубликаты бумажных документов и обмениваться ими в рамках ЭДО без утраты юридической значимости. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность провести конвертацию электронных документов — осуществить перевод документа в иной формат для оптимизации хранения или удобства обмена.

Отраслевая оценка законодательной инициативы


Принятая в первом чтении редакция законопроекта содержит ряд положений, вызывающих обеспокоенность предпринимательского сообщества, так как они препятствуют достижению ранее поставленных целей законопроекта. Принятие законопроекта в текущей редакции создало бы длительную и затрудненную процедуру перевода бумажных архивов в электронный вид, при которой, по оценке экспертов, конверсия в электронный формат окажется не выше 30%, следовательно, проблема затрат на хранение бумажных документов не будет решена.

Минэкономразвития России подготовлен проект поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту, который был вынесен для обсуждения на рабочую группу «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» (далее — Рабочая группа).
По мнению членов Рабочей группы, законопроект в редакции поправок Правительства не позволит достичь ожидаемого экономического эффекта участниками рынка, поскольку осталась неурегулированной часть замечаний, носящих принципиальный характер:

  1. Конвертация и создание электронных дубликатов для ряда документов (например, создаваемых в рамках № 115-ФЗ, 152-ФЗ) возможна только при наличии согласия лиц, подписавших исходные документы;
  2. Кредитные организации не могут воспользоваться услугами специализированных организаций, получивших лицензию на осуществление деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов, по причине наличия прямого запрета на передачу документов, содержащих сведения о банковской тайне. При этом утрачен смысл создания специальной лицензированной организации внутри группы компаний, так как она не сможет осуществлять предусмотренную законом деятельность в отношении документов аффилированных лиц.
  3. Законопроект устанавливает дополнительные требования к хранению электронных документов, которые распространяются не только на электронные дубликаты и конвертированные электронные документы, но и на все юридически значимые электронные документы, изначально созданные в электронной форме в соответствии с действующими требованиями к хранению юридически значимых электронных документов.
  4. Такие изменения потребуют масштабной перестройки текущих бизнес-процессов, а также пересмотра действующей нормативно-правовой базы.

Предложения и рекомендуемые дальнейшие шаги


Законопроект необходимо принять до конца года, но в согласованной с бизнесом редакции. Это позволит получить существенный экономический эффект за счет экономии на хранении бумажных документов организациями. Кредитные организации и страховые компании хранят больше всего бумажных документов, в среднем тратят на эти цели несколько миллиардов рублей, поэтому наибольший эффект законопроект получит в случае, если под его действие будут попадать все организации финансового рынка.

Предлагается разрешить организациям, в том числе банкам, получившим лицензию, предусмотренную законопроектом, и обеспечивающих выполнение всех необходимых требований по информационной безопасности, осуществлять деятельность по созданию электронных дубликатов собственных документов, конвертацию таких электронных документов, а также оказывать соответствующие услуги организациям, входящим в группу компаний. Предусмотреть возможность передачи кредитными организациями лицензиатам документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну.

Установить, что вводимые законопроектом требования к хранению юридически значимых, законченных делопроизводством электронных документов, являются обязательными (1) только для электронных дубликатов и конвертированных документов, и (2) только для случаев, когда исходный документ был уничтожен по истечении года, либо только в случае передачи электронного документа из тех систем, где электронный документ первоначально создан и подписан.

Законопроект об электронных архивах изначально был призван снизить издержки бизнеса на хранение архивных бумажных документов и стимулировать переход на безбумажный документооборот. Если эта цель не будет достигнута, архаичные инструменты обмена информацией будут тормозить технологическое обновление базовых секторов экономики и создание безопасной среды оборота достоверной информацией. Как следствие, мы рассчитываем на то, что несмотря на непростой диалог вокруг предлагаемых поправок, ключевые участники приложат все усилия для достижения целей законопроекта.
Нормативное регулирование