Эксперты сошлись во мнении, что отрасль грузоперевозок в России имеет большой потенциал для цифровой трансформации — менее < 5% прошло цифровую трансформацию. В ходе обсуждения отраслевых вопросов были выделены несколько направлений, намечены точки роста и сдерживающие рынок факторы.
Так, например, в ходе дискуссии было высказано мнение, что в России стоимость перевозки продолжает определяться путем договоренностей среди небольших игроков, вследствие чего отрасль имеет ряд проблем, которые мешают ее дальнейшему развитию.
«Необходимо прежде всего обеспечить предсказуемость и долговременную определённость для участников рынка. Лучше самого бизнеса никто не знает, что и как должно измениться для оптимального и наиболее эффективного процесса цифровизации транспортно-логистической отрасли», — отметила также исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.
По оценкам участников круглого стола, объем налоговых доходов от сектора грузовых автомобильных перевозок вырос почти в 4 раза за последние 10 лет. Благодаря дальнейшей цифровой трансформации отрасли может не только удвоить налоговые поступления в бюджет почти в два раза при благоприятных условиях и отчасти решить проблему кадрового дефицита.
В отрасли, ввиду сложности профессии, наблюдаются предпосылки к миграции водителей в сферу пассажирских перевозок. Отрасль начинает испытывать острую нехватку квалифицированных трудовых ресурсов.
«Из-за того, что водители недополучают доходы, начинает страдать качество оказываемых транспортных услуг. Люди уходят из профессии», — считает Наталья Лозинская, исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси». Также, по ее мнению, сегодня водители испытывают большие трудности на этапе входа в профессию, что многих заставляет искать себя в других сферах.
Еще одна из обозначенных проблем, влияющих на дальнейшее развитие рынка автомобильных грузовых перевозок в России – низкий уровень проникновения цифровых технологий в рынке. По мнению экспертов, вовлечение IT-технологий позволит обелить рынок и сделать его более предсказуемым и безопасным для всех.
«Низкое проникновение “цифры” тормозит развитие отрасли в целом. Продвижению цифровизации мешают разрозненность рынка, низкий уровень доверия игроков внутри отрасли и недостаточное развитие финансовых продуктов», — отметил, Казарян Карен, Директор Института исследований интернета.
«В России доставка осуществляется сложными способами, может проходить через различные области, дороги, логистические центры. При большом количестве звеньев в цепочке, взаимодействие с ними часто никак не оцифровано, — комментирует Павел Чеботарев, Директор по отраслевым направлениям АНО «Цифровая экономика», - перед отраслью сейчас стоит несколько задач по улучшению качества услуг в данном сегменте, оказывающих влияние на скорости и качестве доставок, например, скорейший перевод документооборота в электронный вид, оцифровка маршрутов и логистических схем, оптимизация рутинных процессов, построение и развитие цифровых платформ объединяющих и поставщика и потребителя».
Справочно:
Эксперты, выступившие с докладами:
- Казарян Карен, РАЭК. Цифровизация на рынке перевозок;
- Федоткина Ольга, Союз экспертов транспорта и логистики. Проблема избыточного нормативного регулирования на рынке магистральной логистики, предсказуемость регулирования;
- Павел Чистяков, Центр экономики инфраструктуры. Проблемы “серого” ценообразования на рынке магистральных перевозок;
- Наталья Лозинская, Исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси». Проблемы рынка труда в сегменте дальних грузоперевозок;
- Ольга Гребнева, страховая компания "ВСК. Цифровизация страхования — один из инструментов решения проблем транспортной логистики.
Участники круглого стола:
В круглом столе приняли участие представители Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Почты России, Ассоциации Цифровой транспорт и логистика, Центры экономики инфраструктуры, Ассоциации компаний интернет-торговли, ООО "Сберлогистика", Яндекс Доставка, Ozon, AliExpress Россия, ООО «Вайлдберриз», X5Retail Group, “Национального совета такси”, САО "ВСК", АНО "Институт исследований интернета" , САО «Ингосстрах».