Новости цифровой экономики

АНО «Цифровая экономика» подготовила аналитический отчет «Роль потребительских цифровых платформ в российской экономике»

АНО «Цифровая экономика» представила отчет «О роли потребительских платформ в экономике России». Настоящий отчет выявляет главные мировые тренды в развитии платформенной экономики, основные направления взаимодействия государства и цифровых платформ, а также предлагает наиболее эффективные шаги развития в этой области с учетом специфики российского рынка и всего комплекса уникальных вызовов, стоящих перед нами сегодня.

Платформенная экономика — новое целевое состояние рынков, естественное следствие цифровой трансформации и современного состояния технологической инфраструктуры. При этом сами цифровые платформы, особенно те, что работают в розничных сегментах, становятся важным элементом уровня качества жизни и удовлетворенности граждан. Это мировые тренды, но российскому рынку повезло иметь сильных национальных игроков практически во всех значимых сегментах рынка. Так, например, российские товарные маркетплейсы сегодня являются крупными инновационными компаниями, которые разрабатывают и внедряют собственные ИТ-решения и выступают флагманом цифровой трансформации торговли и логистики. Кроме того, компании интернет-торговли пилотируют на своей площадке государственные цифровые инициативы в сфере цифровой трансформации и масштабируют внедряемые инновационные решения для сотен тысяч своих партнеров, способствуя повышению их эффективности и погружению в цифровую среду, что особенно актуально для субъектов малого и среднего бизнеса. Однако было бы неправильно считать такие компании представителями только ИТ, поскольку их бизнес-модель и внутренняя организация устроены по совершенно иным принципам, а сутью широкого спектра услуг и сервисов является гармоничное сочетание онлайн- и офлайн-среды.

Эксперты отметили, что в условиях обострившейся геополитической ситуации весной 2022 года мы наблюдаем процессы, способные привести одновременно к сильнейшим шокам со стороны спроса (сокращение доходов, изменение структуры потребления, перенос приоритетов с инвестиций на сбережения) и предложения (уход отдельных компаний с рынка, разрыв логистических цепочек, необходимость изменения производственных процессов с замещением выпадающих сырья и компонентов). Компании сталкиваются с серьезными вызовами: кратный рост расходов на операционную деятельность, проведение платежей, логистику, закупки, сокращение доступа к заемному капиталу, сокращение темпов отечественного производства и платежеспособного спроса населения. В процессе перестройки экономики страны в новое равновесное состояние крайне важно поддержать наиболее гибкие бизнес-решения, выполняющие инфраструктурную роль и создающие целые сегменты потребительского рынка. Потенциальное изменение качества и/или количества таких услуг может быть крайне болезненно воспринято широкими слоями общества, поскольку, в силу специфики бизнес-модели, любая платформенная деятельность имеет массовый характер.

«Сегодня рынок электронной коммерции является одним из наиболее стремительно развивающихся, а его вклад в экономику Рунета составляет более 8,5 млрд рублей. Для большинства жителей нашей страны онлайн-покупки стали повседневностью, а представить жизнь без маркетплейса едва ли может житель мегаполиса. Экосистема цифрового ритейла играет не только важную экономическую роль, но и социальную. Яркое тому доказательство — период пандемии, когда именно онлайн-торговля стала спасителем не только для потребителей, но и для бизнеса. Лишившиеся источника дохода граждане смогли быстро найти временную занятость или получить резервную профессию, а компании — реализовывать продукцию при физически закрытых точках продаж. Сейчас крайне важно продолжать драйвить развитие отрасли онлайн-торговли, обеспечивать рост и популяризацию маркетплейсов, оказывать стимулирующие меры поддержки со стороны государства. Уверен, эффективный диалог между государством и отраслью ускорит развитие этого сегмента, что в конечном итоге окажет положительное влияние на жизнь каждого человека в нашей стране», — комментирует генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

Среди рекомендаций авторов можно выделить следующие. В настоящее время одна из главных проблем в части взаимодействия платформенного сегмента экономики с государством — отсутствие единой системы координации работы с цифровыми потребительскими платформами и их поддержки на уровне федеральных органов исполнительной власти. В силу своих технологических особенностей и кросс-отраслевого охвата цифровые платформы проваливаются в «регуляторный зазор» между зонами ответственности нескольких федеральных министерств. Это не только создает регуляторную неопределенность, но и тормозит развитие цифровых потребительских платформ, особенно в периоды, когда бизнесу важна государственная поддержка. Таким образом, в качестве приоритетных дальнейших шагов оптимальной выглядит следующая последовательность действий:

1. Определить платформенную деятельность в качестве самостоятельной независимой отрасли. В целях рассмотрения мер государственной поддержки целесообразно выделить наиболее значимые для массового потребительского рынка следующие сегменты, такие как организованную электронную торговлю (товарные маркетплейсы), и формировать отдельный набор критериев для таких компаний.

2. Закрепить приоритетное ответственное ведомство для координации работы с платформенным бизнес-сообществом. Зафиксировать процедуру такой работы. В частности, для учета платформенной специфики обязательно участие не только самого бизнес-сообщества, но и всех «косвенно» причастных государственных структур (Минцифры России и Минпромторг России для товарных маркетплейсов).

3. Совместно с представителями индустрии и профильными ассоциациями актуализировать дорожные карты развития и реализуемые меры государственной поддержки с акцентом на сохранение занятости и качества жизни в масштабах страны.

4. Определить механизмы взаимодействия государства и платформ в рамках государственно-частного партнерства в области платформенной занятости, поддержки МСП, обмена данными (в частности данных о товарообороте, потребительской активности, балансе спроса и предложения, а также возможностях и потребностях субъектов МСП и розничных предпринимателей, являющихся клиентами платформ).

Полная версия отчета доступна по ссылке.