Новости цифровой экономики

Панельная дискуссия «Цифровая трансформация отрасли науки и высшего образования» прошла на ЦИПР

Сессия была посвящена совместному решению задач цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. Эксперты отметили, что необходимо сформировать целевое видение трансформации отрасли высшего образования, выявить стратегические инициативы развития и интересы участников отрасли, а также интегрировать лучшие практики и разработки в сфере цифрового развития и информационных технологий.

В рамках секции были рассмотрены тенденции и потенциалы развития в сфере науки и высшего образования, лучшие практики вузов и научных организаций, а также актуальные и перспективные потребности, возможности и угрозы развития отрасли.
В дискуссии участвовали: Дарья Кирьянова, заместитель Министра Минобрнауки России, Сергей Рощин, Проректор НИИ ВШЭ, Андрей Комиссаров, руководитель дирекции сервисов «Развитие на основе данных» АНО «Университет НТИ 2035», Наталья Журавлева, старший управляющий директор — директор центра индустрии образования ПАО Сбербанк, Борис Нуралиев, Директор фирмы «1С», Дмитрий Фомичев, директор по математическому моделированию Госкорпорации «Росатом», Сергей Дмитриев, ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», Татьяна Федотова, Директор по работе с образовательными организациями Webinar group, Альбина Мазидуллина, HR-директор АО «Кама» и другие.

Модератором выступила Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика».

Открывая дискуссию, заместитель Министра Минобрнауки России Дарья Кирьянова рассказала о том, как государство решает задачи ускоренной цифровой трансформации, а также отметила, что необходимо проработать стратегические направления, тем самым формируя совместный трек для вузов, бизнес-сообщества и вендоров.
«В нынешних внешнеэкономических условиях и с учетом новых направлений развития России, нацеленных на технологический суверенитет страны, по поручению Президента Российской Федерации мы актуализируем стратегические направления цифровой трансформации отраслей экономики. В сентябре этого года нам необходимо внести в Правительство обновленную Стратегию цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования — основу для последующего планирования работы вузов и научных организаций. Сейчас мы на предварительном этапе разработки Стратегии — совместно с вузами, вендорами и представителями отраслевого сообщества раскладываем до мелочей текущее состояние отрасли и потребности каждого из бенефициаров ее развития. На сегодняшний день мы провели три больших встречи с профессиональным сообществом и поняли, что цифровизация и цифровая трансформация — два разных процесса, но для того, чтобы трансформировать сферу образования, необходимо оцифровать многие составляющие. Совместную проработку механизмов и инструментов цифровой трансформации отрасли мы продолжим на всех этапах подготовки документа», — поделилась Дарья Кирьянова.
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ отметил, что в общем ландшафте необходимо учитывать верхнеуровневые проблемы и задачи, стоящие перед высшим образованием и в этом вопросе ИТ безусловно является важным инструментом решения. Спикер также рассказал о актуальных исследованиях в части тенденций развития высшего образования, в том числе в области цифровизации отрасли, где есть «белые пятна», а также точки приложения усилий государства, вузов и бизнеса для решения актуальных проблем.
«Учить не латынь, а Python. Сегодня систему образования необходимо построить так, чтобы были тотальные цифровые компетенции и цифровая грамотность у всех выпускников вузов, вне зависимости от специализации. Все это должно совмещаться с одновременным формированием цифровых и предметных компетенций по различным трекам. ИТ должно стать постоянным элементом образования. Более того, в системе образования должна произойти технологическая перестройка в различных сетевых взаимодействиях, когда мы можем готовить специалистов за счет различных ресурсов, погружая их не только в конкретный университет. Уже отсюда и будут выходы на ту цифровую трансформацию, о которой говорят регуляторы», - рассказал Сергей Рощин.
Андрей Комиссаров, руководитель дирекции сервисов «Развитие на основе данных» АНО «Университет НТИ 2035» в своем докладе на тему «Люди и данные в модели цифровой трансформации вуза от 2035» подчеркнул, что изменение вуза начинается с изменения команды, культуры принятия решений на основе данных, перехода от общих ценностей к изменению обычаев делового оборота с активным применением дата-центричных решений.

Спикер также отметил важность технологий ИИ в залоге современного «доказательного» обучения и привел примеры анализа данных цифрового следа в рамках федеральных образовательных проектов, в которых команда из 6 специалистов, оснащенная алгоритмами на основе ИИ обеспечивает анализ и определение степени усвоения материала для более 250 000 обучающихся, а также осуществляет мониторинг качества обучающих программ для более 200 провайдеров.
«Благодаря субсидии МОН и проектам Минцифры России за прошедшие 5 лет Университет 2035 успел разработать ряд сервисов, применимых в рамках цифровой трансформации высшего образования. Это и Ансамбль алгоритмов интеллектуального анализа речи, позволяющий анализировать навык коммуникации и давать рекомендации по его развитию как для студентов так и для преподавателей, и модель автоматической обработки массивов данных рынка труда https://bmk-map.2035.university/ применяемая для актуализации образовательных программ и обеспечения их соответствия запросам современного работодателя, и конечно же набор инструментов для настройки, сбора, анализа и интерпретации цифрового следа учащихся, позволяющих вывести обучение на принципиально новый уровень и обеспечивающая его максимальную прозрачность.
Был создан и утвержден в МинТруда профстандарт специалиста по моделированию сбору и анализу цифрового следа и, наконец, разработана и опробирована с ведущими вузами страны динамическая модель цифровой трансформации вуза, обеспечивающая комплексное развитие образовательных организаций и еще раз наглядно демонстрирующая то, что цифровая трансформация начинается не в серверных комнатах, а в головах лиц принимающих решения, переходящих на новые дата центричные форматы организационных взаимодействий.
Все это мы будем рады предложить МОН в качестве задела для полноценной цифровой трансформации высшего образования стратегически запланированного на 2030 год",-прокомментировал спикер.
Продолжая дискуссию, спикеры сошлись во мнении, что сегодня ключевая повестка нашего государства — построение кадрового и технологического суверенитета, важно понимать, как ключевые отраслевые партнеры решают данную задачу на своем уровне, своим опытом поделился представитель опытом ПАО «Ростелеком».
«Сегодня цифровизация университета — это создание мощной национальной инфраструктуры для развития собственного научного и технологического потенциала. Мы провели собственную аналитику ключевых проблем в сфере образования. Сегодня существуют проблемы с недостаточным обеспечением образовательного рынка российскими решениями, особенно в наиболее чувствительном направлении — вычислительная инфраструктура и сетевое оборудование, средства виртуализации и вычислительных мощностей. Например, чтобы решить задачу кадров мы запускаем образовательные программы по наиболее востребованным специальностям будущего с ведущими вузами. Мы готовим не только студентов, но и преподавателей, которые должны уметь работать с российским стеком технологий. Так, в 2024 г. планируется проведение более восьми волн обучения по трем образовательным программам. Мы открыты к набору в пилотный проект новых университетов и реализации иных совместных инициатив в целях достижения технологического суверенитета», — прокомментировал Владимир Татаринцев, директор по развитию стратегических проектов ПАО «Ростелеком».
Наталья Журавлева, старший управляющий директор — директор центра индустрии образования ПАО Сбербанк выступила с презентацией на тему «Партнерство, как инструмент цифровой трансформации университетов».
«Академия Edutoria создает новые возможности для студентов вне зависимости от региона проживания — доступ к востребованным программам вузов-партнёров без необходимости переезда. Например, студенты Нижегородской области, могут пройти обучение в МИСИС, РУДН, ТГУ и УГНТУ. Абитуриентам наших магистратур доступны преимущества классического высшего образования и цифровых решений, разработанных Сбером. В рамках программ можно попробовать свои силы в отборе на прохождение практики в Сбере и получить опыт при работе с наставником. Мы продолжим расширение перечня востребованных направлений подготовки, чтобы к моменту получения диплома студенты могли реализовать себя и добиться успеха в профессии», — поделилась Наталья Журавлёва, директор Центра индустрии образования Сбербанка.
Борис Нуралиев, директор фирмы «1С», рассказал об опыте взаимодействия с системой образования, охарактеризовав ее «главным смежником для ИТ-сферы» и далее затронул вопросы цифровой трансформации бизнес-процессов в образовательных организациях.
«ERP вуза не сильно проще, чем ERP хорошего завода. У вуза денег обычно меньше, чем у завода, но сложностей — не меньше. Наш подход в университетах — типовое решение с основным функционалом и возможностью кастомизации под конкретные дополнительные пожелания заказчика», — отметил Борис Нуралиев.
Борис Нуралиев также отметил необходимость закладывать в сроки реализации образовательных сервисов тестирование до ввода систем в эксплуатацию и рекомендовал тем вузам, у которых есть подготовка специалистов по информационным системам, активнее привлекать их к внутренней автоматизации и цифровой трансформации университета.

Дмитрий Фомичев, директор по математическому моделированию Госкорпорации «Росатом» добавил, что кооперация с вузами и единая цифровая стратегия — именно та составляющая, которая необходима компаниям для успешной цифровой трансформации.
«Росатом — глобальный лидер в сфере атомных технологий, и активный разработчик и поставщик цифровых решений для промышленности, образования и науки. Мы считаем очень важным показать пользователям, что наши российские цифровые технологии не хуже западных. Мы понимаем значимость этой задачи. Понимаем, что такое видение надо донести до пользователей — как нынешних, так и будущих: дошкольников, студентов, специалистов в области цифровизации и ИТ.
Для решения этой задачи мы движемся сразу в нескольких направлениях. Во-первых, создаем собственные образовательные центры на предприятиях в контуре Госкорпорации. Во-вторых — очень тесно сотрудничаем с опорными вузами Росатома — МИФИ, МГТУ им Н. Э. Баумана, ННГУ, ТПУ, предоставляя бесплатно наши цифровые продукты и давая возможность студентам этих вузов пробовать себя в работе с этими продуктами. При этом, должен подчеркнуть, что мы не конкурируем с другими российскими вендорами, а считаем, что наоборот, только самая тесная кооперация, самое тесное сотрудничество — в том числе и в образовательных проектах для вузов — залог успеха и повсеместного внедрения российских технологий.
В-третьих, мы уверены, что цифровое образование и грамотность нужно внедрять уже в самом начале образовательного процесса, а потому поддерживаем и организовываем сами самые разнообразные цифровые образовательные проекты для студентов и учеников старших классов. Например, школы математического моделирования, Сообщество по математическому моделированию, Всероссийская олимпиада по математическому моделированию", — заключил Дмитрий Фомичев.
Как представитель научного и образовательного сообщества, Сергей Дмитриев, ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» привел пример, что подобную задачу цифровой трансформации вузов могут решить «цифровые витрины» (маркетплейсы), обеспечивающие интеграцию решений, технологий и услуг, адаптированных для образовательных организаций. Основой для наполнения будут при этом готовые решения и сервисы ИТ-компаний, уже имеющих успешный опыт внедрения, а также различные услуги по технической поддержке, сопровождению и консалтингу образовательных организаций в области цифрового развития. Ключевым фактором успеха таких маркетплейсов должна стать управляющая команда, обладающая опытом работы в системе образования, что позволит создавать на базе маркетплейсов сообщества образовательных организаций, обменивающихся лучшими практиками, готовыми сервисами и экспертизой в области цифровизации.
«Государство ставит перед университетами задачу стать драйверами инноваций в регионах и обеспечить развитие кадрового потенциала и технологическую независимость страны. Это будет возможно при создании в университетах определенных условий, основным из которых является объединение усилия всех заинтересованных сторон и создание цифровой среды, обеспечивающей интеграцию решений, технологий и услуг, адаптированных для образовательных организаций. Такой подход поможет сформировать возможность реализации полного цикла цифровой трансформации: обследования — помощь в создании программ развития — выбор решения — внедрение — дальнейшее сопровождение. Именно такой подход поможет выполнить все задачи, поставленные Правительством России для достижения технологического суверенитета страны», — сказал ректор НГТУ им. Р. Е. Алексеева Сергей Дмитриев.
Татьяна Федотова, директор по работе с образовательными организациями Webinar group, рассказала о роли онлайн-образования в карьерной траектории специалистов, его трудностях и новых форматах.
«Во время пандемии переход к онлайн-образованию был вынужденной мерой. Однако вузы оценили преимущества цифровизации, и сегодня ни один передовой университет не обходится без гибридного и онлайн-обучения. Главный вызов — при переходе к новым форматам сохранить качество сложившихся за годы образовательных программ. И в этом помогают IT-решения, — отмечает Татьяна Федотова, директор по работе с образовательными организациями Webinar group. — Современные цифровые платформы позволяют без усилий объединять офлайн- и онлайн-учебные процессы с помощью интеграции с оборудованием в аудиториях, кроме того благодаря специальным инструментам можно повышать вовлеченность и успеваемость студентов в онлайне».
Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» резюмирует: «Формирование открытого диалога, систематизация лучших решений от бизнеса, бенчмарок взаимодействия с вузами, выявление „белых пятен“, барьеров и точек приложения усилий в целях создания и реализации актуализированной стратегии цифровой трансформации в сфере науки и высшего образования до 2030 года — такие нетривиальные цели стояли перед нами в этой дискуссии. Тренды бросают отрасли высшего образования вызов на непрерывные изменения, таким образом перед командой Минобрнауки России, а также бизнес экспертным сообществом — перед всеми нами стоят важные задачи сообразного ответа на эти тренды. Раньше компании и вузы существовали на конкурентном поле, регулятор формировал рамку взаимодействия, а институты развития обеспечивали этот диалог, однако сейчас — мы все создали конструктивное полотно партнерства и доверия, ощущая товарищеское плечо и чувствуя свою ответственность перед друг другом и страной».