Новости цифровой экономики

АНО «Цифровая экономика» провела круглый стол круглый стол «Трансформация системы школьного образования: регуляторные барьеры, возможности, перспективы» в рамках ММСО-2023

23−24 марта проходит ММСО — Московский международный салон образования 2023. АНО «Цифровая экономика» выступает партнером мероприятия и представляет ключевые совместные проекты Минпросвещения России, Минцифры России и ведущих цифровых отечественных компаний: «Урок цифры», «День цифры» и «Цифровой ликбез», а также лучшие образовательные решения и инициативы ведущих компаний цифровой экономики.

23 марта АНО «Цифровая экономика» провела круглый стол круглый стол «Трансформация системы школьного образования: регуляторные барьеры, возможности, перспективы» в рамках ММСО -2023. В дискуссии приняли участие представители Минпросвещения России, а также ведущих цифровых компаний и образовательных провайдеров. Модератором выступила Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» и Ольга Франчук, руководитель проектов АНО «Цифровая экономика». В рамках сессии специалисты обсудили ландшафт нормативных изменений в области цифровизации образования, возможности для интеграции экспертизы образовательных провайдеров и Edtech в образовательный процесс, новые эффективные формы образовательного и просветительского контента.

Андрей Горобец, Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации, отметил три важных составляющих для развития отечественного образовательного контура: «Первое — это верифицированное разнообразие. Чем больше будет возможность у родителей использовать наши обучающие сервисы, тем шире будет кругозор у ребят, будут усилены возможности в применении этих технологий». Второй важный момент — все мы должны помогать учителям и цифровые сервисы им также направлены в помощь. Учитель — это основа системы образования, и он должен понимать, что его поддерживают, его понимают, помогают в его работе и дают удобные сервисы и инструменты. И третье — это безопасность детей. Любая технология, которая используется в образовании, должна быть максимально безопасна, и наша общая задача, как государства, так и бизнеса -сделать обучение детей качественным, безопасным и эффективным".

Татьяна Серебрякова: «Говоря о прикладном измерении тех регуляторных изменений, не могу не отметить что продиктованы они, безусловно, общими запросами к системе образования и той повесткой, которая формируется на уровне РФ, как государства. Это системно, последовательно осуществляется через обновление ФГОС, принятие рабочих, а в прошлом году и единых федеральных программ по ряду предметов, появление единого тематического классификатора для предметов и классов (размещен на портале единого содержания общего образования).Что это позволяет сделать? Заявить единые, понятные требования к любому верифицированному инструментарию в школе, например, через синонимичные требования к качеству контента печатных учебников и электронных ресурсов, сформировать для учителя логичную структуру организации обучения по конкретной теме — через тот же тематический классификатор. ГК „Просвещение“ участвовала в прошлом году в компании по включению ЭОР в Федеральный перечень. На веб-портале Лекта представлены все ЭОР, вошедшие в него по результатам экспертизы — это сервисы „Домашние задания“, Банк заданий по функциональной грамотности, Я сдам ЕГЭ (трудные задания), Начинайзер, ПРО воспитание и многие другие».

«Благодаря системным изменениям в области цифровизации образования, созданию высокозащищенных информационных систем многие государственные проекты смогут сойти с аналоговых рельс. Так, например, повысится эффективность приема участников в программу „Код будущего“ с помощью автоматизированной проверки данных российских школьников при внедрении единой цифровой системы верификации, — отметила Евгения Швыркунова, директор Департамента координации федерального проекта „Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли“ Университета 2035. — Программа „Код будущего“ объединяет российский рынок EdTech в части детского ИТ-образования, позволяя школьникам бесплатно обучиться современным языкам программирования, а бизнесу — получить государственную финансовую поддержку для масштабирования своих программ. Для проекта отбираются лучшие курсы вузов и ИТ-компаний страны, и также благодаря системным изменениям экспертиза каждого курса будет значительно ускорена за счет новых технологий верификации качества образовательного контента».

Сергей Веременко, заместитель генерального директора Учи.ру: «Использование цифровых технологий — большой шаг в сторону усиления системы школьного образования. Благодаря совместным проектам Учи.ру с АНО „Цифровая экономика“, Минпросвещения России и Минцифры России эффективные онлайн-форматы обучения становятся доступными для школьников из всех регионов нашей страны. Так в 2022 году более 5,5 тыс. учеников 8−11 классов начали изучать языки программирования с Учи. Дома в рамках проекта Минцифры России „Код будущего“. А в олимпиаде „Безопасный интернет“, которую Учи.ру проводила с VK Образование, АНО „Цифровая экономика“ и Минцифры России, приняли участие 2 млн школьников. При этом такое сотрудничество расширяет возможности получить доступ к качественном цифровым сервисам не только для школьников, но и для учителей. Например, с помощью Учи.ру педагоги могут автоматизировать процесс проверки заданий и проведения срезов знаний в течение учебного года. Это значительно бережет их силы и время».

Богдан Легостаев, проректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения»: «Одной из главных задач Академии Минпросвещения России на протяжении более чем 95 лет ее существования было и остается оказание помощи учителю, непрерывное повышение его квалификации и методическое сопровождение деятельности. Технологии, которые сегодня доступные российскому образованию, позволяют выполнять эту работу наиболее эффективно. Разработана цифровая экосистема дополнительного профессионального образования, которая уже сегодня помогает педагогическим и управленческим командам школ осваивать программы повышения квалификации, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, а также получать все необходимые знания в удобном онлайн-формате в любое удобное время. Символично, что в этом году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом педагога и наставника, мы обеспечили учителям доступ к библиотеке цифрового образовательного контента, которая, мы уверены, станет главным помощником каждого учителя в его ответственном труде».

Виталий Алтухов: «Профориентация в школе выходит из тени и становиться значимой частью образовательного процесса. С введением профминимума, который предполагает различные виды активностей на тему самоопределения в школах появляется пространство для решения таких важных задач, как знакомство с рынком труда, подготовка к будущему профессиональному выбору, развитию карьерной грамотности. С учетом того, что в современных реалиях все важнее становиться обеспечение тесной связи экономики с образованием, а точка принятия важных решений на будущее для школьников смещается на период 8−9 классов, готовность ребенка к самоопределению становиться важным целевым компонентом образования, помогая ему выстроить образовательные треки, нацеленные на реализацию его потенциала. В свою очередь мы активно развиваем и внедряем в школы и регионы профориентационные продукты по развитию карьерной грамотности, которые позволяют решать эти задачи».

Михаил Мягков, генеральный директор и основатель MAXIMUM Education: «Я вижу, что потенциал трансформации школьного образования в партнерстве между государственными школами и частными образовательными компаниями и при этом он явно шире, чем только в поле контента. Партнерство — может быть системным, когда бизнес делится и внедряет методики преподавания и технологии. Именно такой вид партнерства кажется может дать наиболее эффективные результаты для всех участников — школ, учителей, учеников. Приведу пример проекта, который мы реализовали совместно с Институтом образования ВШЭ и министерством образования Якутии. Наше сотрудничество строилось на том, что мы, используя наши методики, контент и технологии, работали с группой слабых учеников и смогли помочь ребятам значимо повысить образовательные результаты».

Павел Шклюдов: «На наш взгляд существует три ключевых принципа успешной трансформация школьного образования. Первое — это ненасильственность изменений, то есть создание образовательных продуктов, интересных для преподавателя и учащегося. Второе — прозрачность продукта для государства и соответствие всем нормативным требованиям И третье — это регулярность обновлений цифрового продукта для соответствия требованиям быстро меняющихся рыночных условий «.

"5 лет успешного взаимодействия АНО «Цифровая экономика» с Минцифры России и Минпросвещения России в партнерстве с компаниями-лидерами цифровой трансформации в части наших совместных просветительских, образовательных и профориентационных проектов «Урок цифры», «День цифры», «Цифровой ликбез» доказывают важность сотрудничества с регулятором. На протяжении этого времени система постоянно трансформировалась: мы оставляем прошлое позади и порой на бешеной скорости несемся в неизвестность — в наше будущее. При этом основной задачей для цифровых компаний, Edtech, школ и педагогов остается необходимость успевать меняться самим за этими трендами, а также прикладывать максимальные усилия совместно с министерствами в достижении ключевых целей государства в образовательной повестке", — отметила Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика».

Эксперты сошлись во мнении, что в 2023 году российское образование радикально изменится. Это станет возможным благодаря нескольким факторам, например, школы перейдут на единые образовательные стандарты, планируются к введению единые федеральные основные общеобразовательные программы (в т.ч. смена учебников). При этом система школьного образования отвечает и современным цифровым трендам: все школы России начнут использовать информационную систему ГИС «Моя школа», предполагающую доступ к верифицированному образовательному контенту.