Новости цифровой экономики

АНО «Цифровая экономика» вынесла заключение ЭПР для беспилотников в условиях городской среды

Экспертная группа АНО «Цифровая экономика» при участии Минэкономразвития России, Росавиации, Правительства Санкт-Петербурга, общественных организаций и предпринимательского сообщества рассмотрела инициативное предложение по установке экспериментального правового режима в области беспилотных летающих аппаратов на территории Санкт-Петербурга (проект «Флай дрон»).

В «цифровой песочнице» будут тестироваться беспилотники с максимальной взлетной массой от 150 г до 30 кг и более и доставки грузов массой от 0,1 до 10 кг, а также выполнения авиационных работ. На начальном этапе тестирования полеты будут проходить в двух зонах (в северной и юго-восточной части города), а общая площадь полетной зоны составляет более 200 кв. км.

Основным отличием проекта «Флай дрон» от других кейсов по беспилотникам является его технологическая часть, тестируемая в рамках ЭПР. Ключевое место в проекте занимает доверенная цифровая платформа системы управления опытным районом «Флай Дрон» и система мониторинга использования воздушного пространства. Такая система позволит регистрировать, хранить и обрабатывать данные обо всех полетах в городе, а также упростит процедуру заключения контрактов на работы. В связи с чем реализация проекта «Флай дрон» упростит процедуру их согласования и позволит обеспечит безопасность полетов БАС в городском контуре.

Оператором ЭПР станет компания-разработчик цифровой платформы сервисов для организации и выполнения полетов беспилотников «Флай дрон». В списке субъектов ЭПР помимо этого — производители беспилотников «Аэромакс», «Национальный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова», «Клевер», «Геоскан» и НПО «Алмаз» — эти компании займутся непосредственно выполнением полетов. ЭПР является частью механизма беспилотной аэродоставки грузов, который курирует первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов.

«Применение беспилотников в условиях городской среды — важное направлениее и расширение периметразадач, решаемых с помощью БПЛА: как в логистике, так и по другим направлениям, востребованным для бизнеса и городских служб. Уникальность инструмента ЭПР в том, что он предоставляет возможность протестировать БАС в условиях большого города с учетом различных искусственных и естественных препятствий. Особое внимание во всех ЭПР уделяется обеспечению безопасности участников эксперимента», — отмечает директор Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин.

«Данная инициатива первая, направленная на реализацию городской аэромобильности, то есть, на обеспечение комплекса условий, при которых полеты БВС над городом безопасны для объектов государственной охраны, жителей, инфраструктуры и других воздушных судов. Эти задачи еще только начинают рассматриваться для полетов над безлюдной местностью, поэтому для городской среды работа над этим документом будет сложной, но, хочу сказать, эта инициатива очень важна для будущего», — говорит гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев.

«Беспилотники стремительно становятся одним из привычных сервисов для граждан и бизнеса, делая жизнь комфортнее, и ускоряя процессы предоставления многих услуг. Однако важно обеспечить соблюдение мер безопасности, как для городских жителей, так и для инфраструктуры — тогда аэрологистика позволит снизить нагрузку на городские дорожные сети, а за счет использования электрических двигателей повысит экологичность городских транспортных систем, повысит связанность различных районов города. С учетом некоторых замечаний экспертов АНО „Цифровая экономика“ вынесет заключение по данной инициативе», — отмечает генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

Напомним, что на данный момент на территории России действует два экспериментальных правовых режима для беспилотников — в Томской области, а также в ХМАО, ЯНАО, Чукотском АО и на Камчатке. На площадке АНО «Цифровая экономика» проходят экспертизу инициативы по ЭПР, в том числе по беспилотным летательным аппаратам, телемедицине и другим. В рамках реализации указанных полномочий при АНО «Цифровая экономика» создана экспертная группа «Беспилотные авиационные системы» для рассмотрения инициативных предложений по установлению экспериментальных правовых режимов (ЭПР) по соответствующему направлению апробации цифровых инноваций.