Новости цифровой экономики

АНО «Цифровая экономика» изучила карьерные планы студентов российских вузов

АНО «Цифровая экономика» опубликовала аналитический обзор «Карьерные планы студентов ИТ-направлений в вузах в 2023 году», подготовленный АНО «Цифровая экономика» совместно с АНО «Национальные приоритеты». В отчете подробно изучены карьерные планы студентов российских вузов, которые обучаются на ИТ-направлениях. В исследовании приняли участие более 5 тыс. студентов из более чем 130 российских вузов, 42 из которых представляли участники программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Большинство респондентов (67%) — студенты бакалавриата, обучающиеся на ИТ-направлениях, входящих в группы «Компьютерные и информационные науки» (02.00.00), «Информатика и вычислительная техника» (09.00.00), «Математика и механика» (01.00.00), «Информационная безопасность» (10.00.00) — так называемое «ядро ИТ специальностей».

Среди студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и программ профессиональной переподготовки по ИТ-направлениям в вузах проведенный опрос, состоял из двух блоков вопросов:

  • карьерное развитие студентов во время обучения;
  • карьерные планы студентов после обучения.

По итогам проведенных опросов в исследовании представлены рекомендации по развитию для начинающих ИТ-специалистов условий для старта работы в сфере ИТ. Рекомендации могут быть полезны вузам, органам власти и технологическим компаниям, реализующим меры и проекты для развития ИТ-специалистов.

Среди основных выводов по результатам опроса эксперты отмечают следующие. Важным фактом является то, что студенты положительно оценивают карьерные перспективы в сфере ИТ в России. Наиболее часто респонденты оценивали свои карьерные перспективы на 7 и 8 баллов. Такие оценки дали 45% респондентов. При этом максимальную оценку (10 баллов) выбрали 11% респондентов.

Также отмечается, что на 4−5 курсе бакалавриата, специалитета и на программах магистратуры и профессиональной переподготовки профильный опыт работы есть у каждого второго студента. При этом среди студентов, которые уже во время обучения приобретают практический опыт в сфере ИТ, наиболее распространенным является опыт работы в компании (45%) или стажировки (41%).

Немаловажен и другой фактор, который осветили респонденты: примерно каждый пятый студент при поиске рабочего места в сфере ИТ ожидает столкнуться с отказом в трудоустройстве из-за отсутствия опыта работы, а каждый десятый ожидает сложности из-за высокой конкуренции среди начинающих специалистов («джунов»).
Т.Н. Трубникова, директор Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России: «Сейчас важно расширять взаимодействие с ИТ-компаниями. Проходя в них стажировку и практику, студенты смогут знакомиться с будущей профессией и развивать карьеру в ИТ. Для того, чтобы помочь студентам найти своего работодателя реализуется проект „Цифровые кафедры“. Совместно с АНО „Цифровая экономика“ мы планируем запустить проект по стажировкам для ИТ-специалистов, который даст студентам возможность подать заявку на единой платформе».
И, наконец, большинство опрошенных (75%) отметили, что работа в компании — это основной карьерный трек, который они планируют после окончания обучения. Несмотря на дефицит ИТ-специалистов, рынок «джунов» является конкурентным. В течение 2022 года на рынке было открыто 67 тыс. вакансий для ИТ-специалистов без опыта работы. При этом только вузы выпустили в 2022 году более 53 тыс. бакалавров и специалистов по ИТ-направлениям.

Для развития успешного карьерного трека при выходе на рынок труда аналитики АНО «Цифровая экономика» предлагают вузам, бизнесу и государству развивать инициативы по 3 направлениям.

  1. Проекты для развития практико-ориентированного обучения в университетах, начиная с 1−2 курса. Это позволит повысить уверенность студентов в актуальности получаемых компетенций и их осведомленность об областях их применения на практике.
  2. Проекты по содействию студентам в получении практического опыта уже во время обучения в вузе. Такие проекты будут снижать долю студентов, которые не получают во время учебы опыт работы в сфере ИТ, и в целом содействовать развитию их компетенций и повышению трудоустройства.
  3. Активное информирование студентов о возможностях развития карьерного потенциала в сфере ИТ и о мерах поддержки ИТ-стартапов в России. Это активная профориентационная работа со студентами, которая поможет им лучше ориентироваться в многообразии ИТ-профессий.
«Сегодня студенты, изучающие ИТ в вузах, позитивно настроены в отношении своих карьерных перспектив. В рамках опроса, который мы провели совместно с АНО „Национальные приоритеты“ стало очевидно, что большинство планирует работать по ИТ-профилю после окончания обучения или работают параллельно с учебой. Наиболее распространенные критерии выбора места работы помимо заработной платы среди опрошенных: комфортное рабочее пространство, стабильность и репутация компании, гибридный график работы, возможность работы с сильной командой, наличие дополнительной мотивации. Но, среди барьеров трудоустройства, студенты отметили свои страхи столкнуться с отказами из-за отсутствия практического опыта работы и высокой конкуренции среди „джунов“. Эта одна из главных задач сегодня — создать механизмы и условия для того, чтобы молодые специалисты в ИТ как можно скорее получали практический опыт и интегрировались в сообщество опытных ИТ-специалистов», — комментирует Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика».

Полная версия отчета доступна на сайте организации «Цифровая экономика» в разделе «Аналитика»: https://data-economy.ru/reports/