Новости цифровой экономики

Оценка реализации проекта «Цифровые кафедры» в 2022 году

Начиная с 2022 года в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» началась реализация проекта «Цифровые кафедры» (далее — Проект).

Его основная цель — обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, путем получения студентами дополнительной
ИТ-квалификации параллельно с основной образовательной программой высшего образования.

На обучение по дополнительным профессиональном программам ИТ-профиля зачисляются студенты, обучающиеся по ИТ и не ИТ-специальностям. Студенты ИТ-специальностей должны проходить обучение по программам, формирующим цифровые компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Студенты ИТ-специальностей будут обучаться по программам в области создания алгоритмов и компьютерных программ, пригодных для практического применения.
Ожидается, что до конца 2025 г. «цифровые кафедры» окончат свыше 385 000 человек, а к 2030-му году дополнительную квалификацию по IT профилю получит 900 000 студентов.

В рамках Проекта на «цифровые кафедры» вузов-участников и вузов-кандидатов программы «Приоритет-2030» зачислено более 112 тысяч студентов, которые обучаются по 496 программам. Соответствующие программы прошли трехступенчатую оценку на соответствие запросам приоритетных отраслей экономики.

«Цифровые кафедры» открылись в 100 вузах-участниках программы «Приоритет-2030» и 14 вузах-кандидатах на участие в программе «Приоритет-2030».
Впервые в истории реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минцифры России и Минобрнауки России создан механизм для объединения усилий государства, бизнеса и вузов в целях подготовки кадров IT отрасли. Именно поэтому предварительно все программы «цифровых кафедр» проходили защиту на заседаниях отраслевых рабочих групп, их презентовали непосредственно руководители «цифровых кафедр». До защиты программ они проходили экспертизу
АНО ВО «Университет Иннополис» и уникальных экспертов АНО «Цифровая экономика», сочетающих в себе опыт реализации проектов в сфере IT, в отраслевой повестке, а также в образовательном контуре.


Охват образовательных программ поражает своей отраслевой представленностью: энергетическая инфраструктура, городское хозяйство, добывающая промышленность, здравоохранение, культура и искусство, образование, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, строительство, транспортная инфраструктура, финансовые услуги, обрабатывающая промышленность и ИКТ.
При этом следует отдельно отметить методику оценки программ, в которой были заложены следующие критерии:

1. Отраслевая компонента — соответствие образовательной программы требованиям отрасли, с учетом аспектов:

  • Прикладного характера программ
  • Проектно-ориентированного характера программ
  • Востребованности предлагаемых знаний и навыков по основному направлению обучения (для данной специальности)

2. ИТ компонента — соответствие образовательной программы требованиям отрасли
с точки зрения ИТ с учетом аспектов:

  • Актуальность знаний, навыков, технологий
  • Наличие практической составляющей для получения практического опыта
  • Импортозамещение отечественного программного обеспечения
  • Информационная и кибербезопасность
  • Опционально: Нацеленность на экспорт создаваемой продукции

3. Образовательная компонента — соответствие образовательной программы требованиям отрасли с точки зрения опыта педагогов в части:

  • Реализации отраслевых проектов
  • Взаимодействия с отраслью
  • Вариативности форм и методов обучения

4. Востребованности специалиста после прохождения программы на рынке труда через 3 года.

Следует отметить, что более 40% образовательных программ, представленных вузами, были отправлены экспертами на доработку.
Отдельный блок работ в проекте «Цифровые кафедры» посвящен ассессменту студентов, который реализует АНО ВО «Университет Иннополис». По итогам 2022 года комплексную оценку компетенций, заявленных в программе прошли 83 217 (оценка цифровых компетенций, заявленных в программе).

На сегодня более 2 тыс. предприятий сотрудничают с вузами в рамках проекта «Цифровые кафедры», из них порядка 690 ИТ-организаций. В дальнейшем за каждым вузом планируется закрепление ИТ-организации, а также расширение сотрудничества вузов с ИЦК и ЦКР.

Подготовлено: АНО «Цифровая экономика» совместно с Минцифры России