Новости цифровой экономики

АНО «Цифровая экономика» провела круглый стол «Кадровый суверенитет страны: взаимодействие вузов, колледжей, бизнеса и государства» на ММСО-2023

23−24 марта проходит ММСО — Московский международный салон образования 2023. АНО «Цифровая экономика» выступает партнером мероприятия и представляет ключевые совместные проекты Минпросвещения России, Минцифры России и ведущих цифровых отечественных компаний: «Урок цифры», «День цифры» и «Цифровой ликбез», а также лучшие образовательные решения и инициативы ведущих компаний цифровой экономики.

В рамках мероприятия АНО «Цифровая экономика» провела круглый стол «Кадровый суверенитет страны: взаимодействие вузов, колледжей, бизнеса и государства». В дискуссии приняли участие представители Минцифры России, Минпросвещения России, ключевых российских вузов, а также ведущих цифровых компаний и образовательных провайдеров. Модератором выступила Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика». Участники сессии обсудили, какой вклад бизнес, вузы и колледжи могут внести в обеспечение кадрового и технологического суверенитета страны и представили соответствующие предложения, они также обсудили тренды подготовки кадров для экономики в мире и в России, новые инициативы государства в соответствии с трендами и задачами по импортозамещению и импортоопережению; от количества — к качеству. Важной темой дискуссии стал вопрос, как обеспечить соответствие образовательного процесса в вузах и колледжах требованиям отрасли, и ключевые вызовы и пути их решения для российской системы образования.

Анастасия Казанцева, заместитель директора Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России: «Проект „Цифровые кафедры“ играет важную роль в формировании качественных кадров. Например, уже 112 тысяч студентов обучаются на „цифровых кафедрах“. И большинство из них завершат своё обучение уже в этом году, получив востребованную на рынке труда квалификацию. Нам очень важно, чтобы обучение в ИТ было доступным и повсеместным. Поэтому Минцифры постоянно работает над увеличением бюджетных мест на ИТ-специальности и популяризацией ИТ-образования в регионах. Сегодняшняя дискуссия, безусловно, поможет в решении этих задач».

Маргарита Скворцова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России:

«Система среднего профессионального образования — это основа и гарант успешного экономического развития Российской Федерации. Сейчас она способна реагировать на ожидания экономики и работодателей, отвечать темпам и современным требованиям технологического развития. В настоящее время активно реализуются мероприятия, направленные на развитие среднего профессионального образования, повышение его востребованности и престижности.
Реализуется федеральный проект «Профессионалитет», который направлен на синхронизацию кадровой потребности предприятий с возможностями системы СПО в целях развития экономики Российской Федерации в условиях импортозамещения. Это новая система управления, в которую вовлечены представители реального сектора экономики. Создаются новые учебно-производственные пространства с оборудованием, которое предельно приближено к производственным условиям, проводится качественная перезагрузка педагогических и управленческих кадров. Реализация проекта способствует укреплению технологического и кадрового суверенитета страны».

Игорь Кузора, руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С», рассказал, как «1С» относится к кадровому суверенитету, про взаимодействие с вузами и глубокую интеграцию в процесс «Цифровых кафедр»:

«Я очень благодарен за то, что вы обратили внимание на эту тему и собрали панель по взаимодействию бизнеса, государства и вузов. Это действительно один из ключевых вопросов текущего момента трансформации образования, потому что, меняются ключевые принципы — это нужно не потерять. Значимость ДПО в вузах растет год от года, поэтому крайне важно дать студентам конкретные навыки и компетенции, которые дадут свои плоды и конкретные результаты и дадут мотивацию в дальнейшем учиться и получать образование самостоятельно».

«Мы с помощью «Цифровых кафедр» решаем задачи — разработку и внедрение модулей цифровых компетенций, которые внутри образовательных программ становятся доступными как для студентов ИТ-специальностей, так и, самое важное, для студентов «нецифровых» специальностей и направлений подготовки, и в том числе, тех которые относятся к блоку гуманитарно-общественных дисциплин. Учитывая, что сегодня университеты работают по широкому кругу перспективны задач, создавая консорциумы образовательных организаций и бизнес-партнеров, у нас сформировалось две модели развития цифровых навыков: первая предоставляется через программу ДПО, у этой модели имеются возможности направить студентов тех вузов, которые входят в проект «Приоритет-2030″, и главное, что университеты, которые пока не в проекте, но хотят в нем участвовать — тоже получают такую возможность», — комментирует Марина Боровская, президент Южного федерального университета.

Никита Подлипский, управляющий директор образовательной компании Ultimate Education: «Устранение так называемой «квалификационной ямы» на рынке труда размером в 30 млн. специалистов — большой вызов для всех участников системы образования в России. Мы в Ultimate Education развиваем индустриальное ДПО (дополнительное профессиональное образование), чтобы обеспечить экономику кадрами, способными масштабно мыслить и управлять созданием инновационных продуктов. Каждая школа компании является признанным лидером в своей индустрии и формирует вокруг своей экспертизы крупнейшие отраслевые сообщества. Мы были рады принять участие в дискуссии. АНО ЦЭ (на ММСО и вообще) стало площадкой, где государство и бизнес находят точки соприкосновения и имеют возможность интеграции для совместного решения глобальных задач».

Валентина Куренкова, директор по работе с государственными органами власти образовательной платформы Нетология:

«Среднее профессиональное образование — самый массовый сегмент образования в России, но он отчаянно нуждается в модернизации. EdTEch-компании приходят на помощь и помогают приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка, а дипломы выпускников колледжей сделать конкурентоспособными. Нетология является пионером сотрудничества между системой СПО и EdTech. В рамках пилотного проекта компания совместно с центрами опережающей профессиональной подготовки уже обучила более 1000 студентов колледжей в четырех регионах РФ. Мы рассчитываем, что такое сотрудничество будет позитивно влиять на реализацию кадровой политики в регионах и в стране, в целом».

«Обеспечение независимости страны, а также способность обеспечить критические и стратегические направления своего развития и функционирования собственными кадрами — вот основная тематика нашей сессии в финальном дне ММСО. Для АНО „Цифровая экономика“ представляют особую ценность интеграция экспертов отрасли, в ключевые инициативы государства: „Цифровые кафедры“, „Цифровые профессии“, „Код будущего“ и многие другие. При этом при содействии Минцифры России и Минобрнауки России на базе нашей организации ведется работа по верификации образовательных программ вузов-участников „цифровых кафедр“ ИТ бизнес-практиками из всех приоритетных отраслей экономики. Мы считаем, что укрепление кадрового суверенитета страны в условиях импортозамещения возможно только при консолидации усилий государства, бизнеса и образовательных учреждений в рамках конструктивного диалога на единой площадке» — отметила директор направления «Кадры для цифровой экономики» Юлия Горячкина.

В заключение круглого стола эксперты отметили, что от российской системы образования и вузов сегодня ждут оперативной реакции на меняющиеся условия, а значит — необходимо максимально быстро и эффективно готовить кадры под потребности отечественной экономики.