Новости цифровой экономики

Персональные цифровые сертификаты: как в 2020 году более 39 000 человек получили цифровую профессию от государства

Чтобы сменить профессию и стать цифровым специалистом, люди все чаще выбирают программы дополнительного образования в сфере маркетинга, дизайна и программирования. Как показали результаты государственного проекта выдачи персональных цифровых сертификатов на повышение квалификации, к цифровым переменам готовы люди всех возрастов и профессий, однако наибольшей популярностью обучение пользуется среди обладателей дипломов о высшем образовании.

В 2020 году более 39 тысяч жителей 48 регионов России бесплатно получили дополнительное образование по направлениям цифровой экономики. Персональные цифровые сертификаты на обучение были выданы в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ», который до 2020 года курировал Минэкономразвития РФ. Оператором программы цифровых сертификатов выступил Университет 2035.

Персональные цифровые сертификаты выдавались второй год подряд. По сравнению с пилотным запуском 2019 года, в 2020 удалось привлечь в 10 раз больше субъектов РФ, обучить в 7 раз больше людей, предложить которым удалось в 4 раза больше образовательных программ, продолжительность и номинал коих была увеличена вдвое. В будущем проект, признанный востребованным и успешным, будет продолжен – уже под руководством Минцифры России.

КТО ПОЛУЧИЛ СЕРТИФИКАТЫ

В федеральном проекте было запланировано обучить не менее 33 000 россиян. Конкурс на сертификаты составил 3 человека на место: в октябре 2020 года заявки на сайте цифровойсертификат.рф оставили более 100 000 человек. Однако обучить удалось больше запланированного, и квалификацию по цифровым направлениям повысили более 39 000 жителей России из 48 инициативных регионов, отобранных Университетом 2035.

Почти 10% получателей сертификатов проживают в Татарстане – 3 517 человек. Также в топ-10 по числу обученных вошли такие регионы, как Нижегородская область – 2 693 человека, республика Башкортостан – 2 648, Ростовская область – 2 440, Ивановская область – 1 384, Ставропольский край – 1 275, Удмуртская Республика – 1 223, Алтайский край – 1 190, Калининградская область – 1 159 и Пермский край – 1 150 человек.

Принять участие в программе персональных цифровых сертификатов могли совершеннолетние, еще не достигшие пенсионного возраста граждане с дипломом о среднем профессиональном или высшем образовании, так как в проекте участвовали только лицензированные программы дополнительного профессионального образования. Самому молодому получателю сертификата 18 лет, самому старшему – 63. Более 40% обучившихся – это молодые люди от 25 до 34 лет. Взрослые участники проекта – от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет – составили 34% и 13% соответственно. Менее 10% получателей приходится на молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, и только 2% обладателей сертификатов находятся в предпенсионном возрасте (55-63 года). Наибольшую активность проявили женщины – среди обучившихся их 60%, и 40% – мужчины.

90 % обучившихся имеют диплом о высшем образовании и 10 % – о среднем профессиональном. Большинство получателей сертификатов планировали развивать существующую карьеру или полностью сменить профессию – такую мотивацию указали 39% и 38% обучившихся соответственно. 17% хотели повысить уровень дохода благодаря новым навыкам, 4% – сохранить текущее рабочее место, и только менее 1% пришли на курсы для саморазвития и повышения квалификации.

Интенсивная учеба не помешала совместить ее с работой для 81% слушателей, которые являются наемными сотрудниками, фрилансерами или предпринимателями. Оставшиеся 19% получателей персональных цифровых сертификатов – безработные или временно не работающие, включая людей в отпуске по уходу за ребенком и студентов.
20% получателей персональных цифровых сертификатов работают учителями и преподавателями. Среди профессий получателей – руководители и работники предприятий, бухгалтеры, инженеры, экономисты, менеджеры, юристы, библиотекари, воспитатели детского сада, продавцы, врачи, журналисты, архитекторы, ИТ-специалисты, охранники, предприниматели, повара, водители, кладовщики, медсестры, фармацевты, геологи, геодезисты, токари, сторожи, фотографы, ювелиры, экскурсоводы, химики, агрономы, археологи, бармены, ветеринары, стоматологи, курьеры, переводчики, полицейские, слесари, сисадмины, таможенники, мастера маникюра, балетмейстеры, моряки, сотрудники МЧС и артисты оркестра.

ЧЕМУ УЧИЛИСЬ

Обладатели сертификатов могли выбрать одну из 400 программ в каталоге Университета 2035. Курсы были предоставлены образовательными организациями – как государственными вузами, так и коммерческими платформами – по 22 направлениям цифровой экономики для новичков, базовых и продвинутых слушателей: искусственный интеллект, программирование, кибербезопасность, большие данные, цифровой маркетинг, цифровой дизайн и другие. 

Самым выбираемым направлением 2020 года стал цифровой маркетинг и медиа – такие программы выбрали 10 598 человек. Также в пятерку самых популярных направлений попали цифровой дизайн – 4 977 обученных, программирование и создание ИТ-продуктов – 4 846 слушателей, большие данные – 3 570 человек, системное администрирование – 3 538 слушателей.

Больше всего людей записались на курсы базового, то есть среднего уровня – 61% слушателей. Программы начального уровня выбрали 32% участников, а продвинутого – только 7%.

Самым популярным курсом среди педагогов стал цифровой дизайн и интерактивные образовательные технологии. Также среди учителей пользовались высоким спросом такие программы, как «Цифровые сервисы и интерактивные среды дистанционного взаимодействия в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки», «Технологии цифрового образования», «Цифровая грамотность преподавателя», «Создание сайтов на платформе Tilda», «Цифровой инструментарий и дизайн в профессиональной деятельности педагога и бизнес-тренера», «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности», «Использование цифровых технологий в повседневной жизни человека» и «Графический дизайн».

Врачи и медработники, которым в пандемию пришлось резко перестроиться в «цифру» для продолжения своей работы, выбирали программы в таких направлениях, как цифровой маркетинг и медиа, большие данные, кибербезопасность и защита данных, программирование и создание ИТ-продуктов.

Среди получателей цифровых сертификатов также были востребованы программы по развитию цифровых компетенций и освоению новых технологий в строительстве, машиностроении, образовании, сельском хозяйстве, металлообработке, электроэнергетике, электронике, животноводстве, индустрии моды.

КТО УЧИЛ

Участники проекта смогли выбрать курсы, предоставленные 109 образовательными организациями из 36 регионов страны. Более 100 программ предоставили свыше 30 московских вузов, колледжей, организаций ДПО и образовательных платформ – таких, как Нетология и Корпоративный университет Сбербанка. При этом только 30% получателей сертификатов выбрали московские вузы и организации.

Активное участие в проекте приняли также образовательные организации Башкортостана, Ростовской области и Татарстана – 11, 6 и 5 организаций соответственно. Программы ДПО Башкортостана и Ростовской области успешно закончили по 12% обучающихся. 9% получателей сертификатов прошли курсы в организациях Татарстана, еще 5% обучились в организациях Алтайского края.  
Стоимость участвовавших в проекте программ варьировалась от 7 000 до 30 000 рублей, а их длительность была ограничена 72 академическими часами. Средства возмещалась образовательным организациям из средств федерального бюджета.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЕКТА

«Программа персональных цифровых сертификатов – это самая масштабная государственная программа, по которой люди могут бесплатно повысить квалификацию или переобучиться в цифровой сфере на программах как от государственных вузов, так и от частных edtech-компаний. Необходимость такого проекта объясняется как высокой востребованностью так называемых профессий цифровой экономики, так и большим числом незакрытых вакансий в ИТ-сфере, в которой уровень зарплат является одним из самых высоких по стране. На первом месте в рейтинге летчики и капитаны судов, а на втором – айтишники. Java-разработчики могут претендовать на зарплату от 160 до 400 тысяч рублей. Также в топ специальностей входят data-аналитики с зарплатой на рынке до 250 тысяч. Этот тренд сохранится, и огромный спрос на рынке может быть удовлетворен, в том числе, благодаря проекту нацпрограммы «Цифровая экономика» – персональные цифровые сертификаты», – отметил и.о. директора департамента развития социальной сферы Минэкономразвития Святослав Сорокин.

Старт программы в 2021 году запланирован на первое полугодие. «В 2021 году проект персональных цифровых сертификатов будет переформатирован в более широкий формат обучения по программам дополнительного образования с целью развития компетенций цифровой экономики среди различных групп населения. За счет мер господдержки обучится не менее 35 000 человек. Планируется вовлечь все 85 регионов РФ, будут расширены направления обучения, увеличится длительность программ, повысится качество обучения, в том числе за счет внедрение входной диагностики и независимой оценки компетенций учащихся. Главным нововведением станет возможность софинансирования обучения со стороны самих граждан и работодателей», – прокомментировал управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 Олег Подольский. До конца 2024 года по программе планируется обучить более 180 000 человек.

«Программа цифровых сертификатов – это уникальная коллаборация государства, вузов и бизнеса для повышения цифровой грамотности населения и развития компетенций цифровой экономики у граждан. Программы дополнительного образования помогают людям развивать навыки, востребованные в условиях беспрецедентного развития ИТ-отрасли при всеобщей цифровизации. В совокупности с другими инициативами федпроекта «Кадры для цифровой экономики» это поможет сократить дефицит квалифицированных кадров на рынке труда», - комментирует Юлия Горячкина, заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика».
Кадры для цифровой экономики