Новости цифровой экономики

На «Уроках цифры» по быстрой разработке приложений более миллиона школьников оценили удобство low-code программирования

«Урок цифры» от фирмы «1С» по теме «Быстрая разработка приложений» завершен, игровой учебный тренажер был использован с 11 апреля около 1,8 миллионов раз.
«Урок цифры» получил десятки тысяч высоких оценок учащихся и школьников, а на организованный в рамках этого урока творческий конкурс технических заданий поступило 1336 работ.

Тематические «Уроки цифры» организованы АНО «Цифровая экономика», Министерством просвещения РФ и Минцифры России в партнерстве с ведущими технологическими компаниями России.

На уроках по быстрой разработке приложений ученики 1−11 классов узнали о работе low-code программистов, сочетающих в своей работе традиционное кодирование и конструирование программ из готовых настраиваемых элементов, и о преимуществах этого метода быстрой разработки.

Один из главных элементов урока — самостоятельная разработка приложения по техническому заданию для одной из 10 отраслей. Школьники могли самостоятельно выбирать отрасли, среди которых наибольшей популярностью пользовались Питание, Сельское и лесное хозяйство, Транспорт, Медицина, Торговля и Культура. Тренажер включает 64 задания различной сложности, которые необходимо выполнить в имитационной среде low-code. При решении каждой задачи развиваются умения понимать техническое задание, создавать алгоритмы, разбираться в предметной (отраслевой) специфике различных организаций. Один из важных элементов тренажера — работа с фрагментом кода на языке объектно-ориентированного программирования с русскоязычными командами.

Особенности low-code проявились в том, насколько легко с этими заданиями справились школьники. Впервые все участники могли оценить урок, принимались оценки по критериям «Доступность», «Интерес», «Помогло ли участие лучше понять ИТ?» и «Порекомендуете ли этот урок друзьям?». Средние по более чем 80 000 ответов оценки составляют 4,3−4,4 из 5, более 80% ответивших дали высокую оценку образовательного эффекта, а измеренный индекс лояльности продукту (NPS) составил 53,9%.

Дополнительно для желающих проводился творческий конкурс технических заданий. Поступило 1336 работ, из них 685 соответствуют требованиям конкурса и допущены к участию. В первой номинации «На заказ» (149 работ) нужно было выполнить роль бизнес-аналитика — узнать название, отрасль и особенности работы организации родителей или других старших, выяснить, какие в их работе есть трудности, и придумать, как им помочь с помощью приложения, написать краткое техническое задание для его разработки. Во второй номинации «Придумай сам» (536 работ) юные стартаперы сами давали себе задание от вымышленной организации в какой-либо реальной отрасли.

Наиболее популярными тематиками приложений у детей оказались: cоставление диетических меню, доставка еды, предложение рецептур блюд под имеющийся набор продуктов, электронная запись к врачу и дистанционная медицина, образовательные сервисы, онлайн-магазины, популяризация туристических маршрутов и умные навигаторы.

В ближайшее время все участники, чьи работы допущены на конкурс, получат сертификаты, а окончательные итоги конкурса будут подведены до конца мая 2022 года.

Традиционно активное участие в проведении «Урока цифры» приняли регионы России, поддержку проекту оказывают региональные министерства цифрового развития и органы управления образования. В уроках по быстрой разработке приложений наибольшую активность по абсолютному количеству участников проявили Белгородская область, Краснодарский край, Московская, Новосибирская и Оренбургская области. Наибольшее количество приложений разработали дети из городов: Москва, Новосибирск, Омск, Екатеринбург и Челябинск.
Топ-20 регионов по числу участников

А по доле участников среди детей школьного возраста в регионе более 20% школьников приняли участие из регионов: Белгородская, Магаданская, Оренбургская области, Чукотский автономный округ, республика Алтай, республика Адыгея, Мордовия, Карелия и Омская область.

Белгородская область стала абсолютным лидером обоих рейтингов. Организаторы урока выражают большую благодарность региону за активность, несмотря на напряженность обстановки в приграничных районах области, и желают мирного развития, в том числе и в цифровой сфере, Белгородской земле.

«Приятно осознавать, что уже четвертый год учителя, ученики и их родители, не теряя интерес, активно участвуют в уроках, создают и разрабатывают приложения, учатся распознавать вредоносные программы и успешно углубляют свои знания в области цифровых технологий. Особенной популярностью пользовался урок по быстрой разработке приложений. В этом направлении регионом был побит рекорд по прохождению, что не может не радовать. Будем надеяться, такое стремление приведет в дальнейшем к созданию программ и приложений, которые облегчат жизнь населения Белгородской области и станут, действительно, значимыми. Участники мероприятия всегда высоко оценивают возможности „Урока Цифры“, отмечая яркое оформление и интересные интерактивные решения разработчиков», — прокомментировал Милёхин Андрей Викторович, заместитель Губернатора и министр образования Белгородской области. «В этом году поступил ряд предложений по модернизации контента. Например, рассмотреть возможность звукового сопровождения заданий, чтобы учесть потребности людей с нарушением зрения. Я полностью поддерживаю данную инициативу. Хочется верить, что с каждым годом количество участников таких проектов будет только увеличиваться, а проведение „Урока Цифры“ станет доброй традицией региона на долгие годы», — добавил Андрей Милёхин.

Во многих регионах России успешно прошли открытые «Уроки цифры». Только с участием представителей фирмы «1С» и ее партнеров открытые уроки по быстрой разработке приложений провели Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Челябинск, Киров, Оренбург, Тамбов, г. Муром Владимирской области, Краснодар, Элиста, Ульяновск, Анадырь и пгт Эгвекинот Чукотского АО, Казань, Уфа, Махачкала и ряд других городов Дагестана, Саранск, Чебоксары, Кабарда и другие города России.

«Для нас „Урок цифры“ — один из самых любимых проектов. Уже четвертый год мы запускаем занятия совместно с АНО „Цифровая экономика“ и крупнейшими IT-компаниями страны. Все материалы сохраняются на сайте проекта, поэтому, если вы пропустили какую-то тему, настоятельно рекомендую вернуться и изучить ее. Темы самые актуальные: искусственный интеллект в транспорте, музыке, квантовые компьютеры. К каждой теме идет тренажер для закрепления полученных знаний — понравится и взрослым, и детям. Рекомендую не терять возможность освоить цифровые технологии пока „Урок цифры“ уходит на каникулы», — прокомментировал Денис Толпейкин, министр цифрового развития и связи Оренбургской области.

«Урок цифры „Быстрая разработка приложений“ наглядно показывает школьникам и их родителям, что в реальности программирование и ИТ могут быть доступнее, чем кажутся на первый взгляд. Вместе с тем урок не снижает ценности ИТ-образования и подчеркивает, что чем лучше специалист овладевает программированием, чем глубже осваивает конкретные технологии, тем больше будут его возможности. Мы благодарим всех участников — школьников, педагогов и родителей за активное участие в проекте, и, пользуясь случаем, поздравляем с окончанием учебного года!», — комментирует Юлия Горячкина, врио директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика».

Справочно:

Проект «Урок цифры» проводится в России с 2018 г., организаторы — Минпросвещения России, Минцифры России и организация «Цифровая экономика». Партнеры проекта — ведущие технологические компании в области ИТ, контент урока по быстрой разработке приложений создан специалистами фирмы «1С».

Задачи проекта — знакомство школьников с современным миром цифровых технологий и ранняя профессиональная ориентация. Об «Уроке цифры» «Урок цифры» — это всероссийский образовательный проект, позволяющий учащимся получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. Проект реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Занятия на тематических тренажерах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп — учащихся младшей, средней и старшей школы.

Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнерами проекта в 2021/22 учебном году выступают фирма «1С», компании Яндекс, VK, «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и корпорация «Росатом». Проект ориентирован на школьников 1−11 классов. За все время проекта онлайн тренажеры «Уроков цифры» были использованы 53,5 миллиона раз.
Кадры для цифровой экономики