Новости цифровой экономики

В 5 регионах подвели итоги пилотного проекта по персональным цифровым сертификатам на бесплатное обучение компетенциям цифровой экономики

В 2019 году в рамках пилотного проекта жители Татарстана, Башкортостана, Якутии, Ростовской и Тульской областей получили по 1 000 сертификатов. В этом году в проекте смогут принять участие и жители других регионов РФ – в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» пройти бесплатное обучение цифровым компетенциям смогут 33 000 человек.

В 2019 году заявки на обучение можно было подать на программы дополнительного профессионального образования по 22 направлениям цифровой экономики. В каталоге курсов оператора проекта Университета 2035 уже сейчас доступно более 100 образовательных программ от 33 образовательных организаций, среди которых – государственные и коммерческие вузы, колледжи и платформы онлайн-образования. Этот перечень постоянно расширяется по мере присоединения к проекту новых участников.

С момента запуска проекта в декабре 2019 года заявки на бесплатное обучение подали более 10 тысяч человек. Обучение новым компетенциям востребовано на всех этапах карьерного развития: более 42% посетителей сайта цифровойсертификат.рф в возрасте от 25 до 34 лет, 25% – от 35 до 44 лет. Доля молодых участников (до 25 лет) и старшего поколения (свыше 55 лет) не превышает 15% в каждой из категорий.

Согласно опросу, возможность получения новых знаний и навыков мотивировала к обучению 88% участников. 40% респондентов заинтересованы в профессиональном нетворкинге и готовы уже в рамках обучения включиться в новый проект. Для каждого третьего участника важно подтвердить свою квалификацию официальным документом.

«Персональные цифровые сертификаты – новый импульс к развитию системы непрерывного кадрового развития в условиях цифровой экономики. Важно, чтобы результаты обучения были востребованы у работодателей регионов и полезны самим обучающимся. Мониторинг изменений в жизни каждого из участников: личные и профессиональные достижения, новая работа, успешная самореализация – станет долгосрочной целью не только этого направления, но и всего федерального проекта по формированию профилей компетенций граждан и построению персональных траекторий развития», – отметил координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Национальной программы «Цифровая экономика РФ» Олег Подольский.

Наиболее популярными направлениями обучения в 2019 году стали «Программирование и создание ИТ-продуктов» (23% от общего числа заявок), «Цифровой маркетинг и медиа» (15% заявок). Третье место по популярности у программ «Большие данные» и «Кибербезопасность и защита данных» – по 10% от общего количества заявок соответственно.

«Высокий интерес к цифровым сертификатам подтверждает востребованность этого инструмента развития. В этом году перед нами стоит амбициозная задача его масштабирования на новые регионы, а к концу 2024 года обучение с использованием персональных цифровых сертификатов должны будут пройти миллион человек по всей стране», – отметил директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика» Андрей Сельский.

В Ростовской области каждый 10 получатель сертификата обучится по программе «Базовое программирование и анализ данных с помощью Python». Второе и третье место по популярности разделили курсы «Специалист по SMM и продвижению бренда» и «Веб-дизайн и разработка» – их выбрали около 50 владельцев сертификатов.

«Сегодня успех в достижении результатов практически в любой сфере экономики во многом определяется теми компетенциями, знаниями и навыками, которыми владеют люди. И благодаря мероприятиям национального проекта «Кадры для цифровой экономики» уже 1 000 жителей Ростовской области в рамках пилотной федеральной инициативы получили возможность для собственного развития. Это позволит не только адаптироваться к новым вызовам времени, но и сделать шаг в освоении новых профессиональных навыков, которые сейчас становятся особенно актуальными и востребованными на рынке труда», - отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев.

В Якутии чаще всего выбирали для обучения такие программы, как: «Разработка мобильных приложений», «Проектирование в системе AutoCad», «Базовое программирование и анализ данных с помощью Python», «Базовые компетенции SMM-менеджера». По каждой из этих программ выдано порядка 50 цифровых сертификатов.

«Отдельным важным направлением является подготовка кадров для цифровой экономики. В июле этого года мы вошли в пятерку пилотных регионов для апробации образовательной программы в сфере IT и сквозных технологий цифровой экономики – а это порядка 1 000 жителей республики, которые смогли бесплатно обучиться, получить новые навыки и компетенции», - сказал в послании глава Якутии Айсен Николаев.

Выбор программ обучения имеет и свой региональный контекст. Так, в Башкортостане более 100 специалистов решили повысить свою квалификацию по программе «Цифровые технологии при проектировании зданий и сооружений». Еще порядка 90 человек пройдут обучение по курсу «Искусственный интеллект и большие данные цифровой экономики», а еще более 70 человек выбрали курс «Решение задач в условиях неопределенности с применением Arduino».

«Республика Башкортостан особое внимание уделяет улучшению качества жизни наших граждан. Одним из ключевых задач в этом плане является создание современных, качественных пространств для жизни и деятельности. Данные о выданных сертификатах со всей очевидностью демонстрируют, что жители готовы совместно с властью решать указанные задачи и вкладываться в повышение уровня компетенций в этом плане. Уверен, что знания и навыки, полученные по итогам обучения, будут востребованы, а люди, получившие их, усилят нашу команду по развитию Республики Башкортостан во благо проживающих на ее территории граждан!»,– отметил министр цифрового развития государственного управления республики Башкортостан Геннадий Разумикин.

Среди жителей Татарстана самыми популярными программами (более 50 человек в каждом) стали «Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», «Базовое программирование и анализ данных с помощью Python» и «Базовые компетенции SMM-менеджера».

«Эпоха повсеместной цифровизации предъявляет абсолютно новые требования к кадрам, а возможность обучаться за свой счет есть далеко не у всех. Татарстан вошел в пилотный проект – мы сможем обучить цифровым навыкам всех желающих, будь то молодые мамы в декрете или демобилизованные ребята из армии. Но, главное, не обучение ради обучения: человек должен быть в итоге трудоустроен»,– отметил министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи республики Татарстан Айрат Хайруллин.

Более 100 получателей персональных цифровых сертификатов в Тульской области выбрали курс по администрированию информационных систем, и около 80 человек – по обеспечению кибербезопасности и защите данных.

«При поддержке Губернатора Алексея Дюмина Тульская область вошла в число пилотных регионов, выбранных для апробации модели предоставления персональных цифровых сертификатов. В перечень образовательных программ в сфере цифровой экономики вошли программы тульских ВУЗов, а туляки активно включились в проект. Наиболее востребованными у слушателей оказались программы Тульского филиала Финуниверситета и ТГПУ им. Л.Н. Толстого: цифровой маркетинг и медиа, кибербезопасность и защита данных, веб-дизайн и веб-разработка. «Важно, чтобы у нас появилось как можно больше специалистов, обладающих компетенциями цифровой экономики»,- отметила заместитель министра экономического развития Тульской области Надежда Комарова.

Участники пилотного проекта приступят к занятиям в первой половине 2020 года в зависимости от формата обучения и графика конкретного курса.

Оператором проекта на федеральном уровне выступает Университет 2035. Консультацией и сопровождением обучающихся в каждом из регионов занимались региональные операторы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Ассоциация образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан», Университет Иннополис в Татарстане, АНО «ФИРОН» в Ростовской области, Институт развития профессионального образования республике Саха (Якутия).
Кадры для цифровой экономики