Новости цифровой экономики

Открытый «Урок цифры» о профориентации школьников в сфере искусственного интеллекта прошел с участием Заместителя Председателя Правительства РФ

В рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» Минцифры, Минпросвещения и организация «Цифровая экономика» в партнерстве с ведущими цифровыми компаниями России с 14 по 27 сентября проводят по всей России урок «Искусственный интеллект и машинное обучение». Открытый урок состоялся 15 сентября в Agile home Сбербанка.

В открытом уроке в формате телемоста приняли участие школьники и педагоги из Московской Хорошколы, нижегородской школы № 24 и гимназии «Гармония» из Липецка. Ответить на вопросы школьников и рассказать о карьерных возможностях в сфере искусственного интеллекта пришли Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства Российской Федерации; Герман Греф, председатель правления ПАО «Сбербанк»; Борис Нуралиев, основатель фирмы «1С»; Андрей Калинин, заместитель вице-президента, директор по технологиям искусственного интеллекта Mail.ru Group;  Александр Крайнов, руководитель лаборатории ИИ «Яндекса»; Михаил Прибочий, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах СНГ и Балтии. Модератором встречи выступил Евгений Ковнир, генеральный директор организации «Цифровая экономика».



Открывая дискуссию, Евгений Ковнир поделился планами всероссийской акции «Урок цифры» на 2020 – 2021 учебный год: «Тема искусственного интеллекта открывает новый сезон всероссийской акции «Урок цифры». Также в течение этого учебного года школьники смогут погрузиться в темы социальных сетей, кибербезопасности, беспилотного транспорта и цифрового производства. Контент для всех уроков разработан ведущими компаниями цифровой экономики России и доступен для школьников на сайте урокцифры.рф в формате интерактивных онлайн тренажеров». Проект за два года с момента запуска завоевал любовь миллионов школьников и десятков тысяч учителей, охватил более половины школьников во всех 85 субъектах Российской федерации, русскоязычные школьники более 100 стран мира приняли участие в проекте, резюмировал Евгений.


«Урок цифры» на тему «Искусственный интеллект и машинное обучение» разработали эксперты Сбербанка и Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Урок рассказывает детям об основах и принципах работы искусственного интеллекта (ИИ), а также о карьерных возможностях в этой области.

По мнению Германа Грефа, ИИ сегодня проник во все сферы профессиональной деятельности и экономики. «Чем бы вы ни решили заниматься в будущем, информатика и искусственный интеллект являются совершенно необходимыми для любой профессии. Я не могу припомнить ни одну профессию, где ИИ не был бы ключевым драйвером будущего развития», - напутствовал школьников глава Сбербанка.


Востребованность специалистов в сфере ИИ поддержал Андрей Калинин. По его словам, в Mail.ru Group несколько сотен человек занимаются разработкой и внедрением технологий искусственного интеллекта. В компании Яндекс большинство сотрудников так или иначе связаны с этой технологией. «Если взять всех разработчиков, которые занимаются непосредственно машинным обучением, специалистов, которые делают специальную архитектуру или собирают данные для машинного обучения, а это тоже очень важная часть работы, то получается гораздо больше половины сотрудников компании Яндекс», - прокомментировал Александр Крайнов.


Ежегодно растущий дефицит квалифицированных кадров в сфере информационных технологий остается важным вопросом государственной повестки. «Сегодня в России настоящий дефицит IT-специалистов. Мы ожидаем, что к 2024 году эта потребность вырастет до 300 тысяч сотрудников в год», – заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко во время открытого «Урока цифры». Он подчеркнул, что для решения этой задачи государство принимает целый комплекс мер: «Мы ежегодно увеличиваем количество бюджетных мест в вузах по цифровым профессиям. Три года назад их было менее 40 тысяч, сейчас почти 80 тысяч, к 2024 году эта цифра достигнет 120 тысяч человек в год. Для тех, кто хочет самостоятельно изучать информационные технологии, со следующего года мы запускаем две новые меры поддержки. Первая – выбери курс на свой вкус, успешно пройди его, и тебе возместят 50% от стоимости. Вторая – пройди конкурсный отбор, и тебе полностью оплатят обучение».


Важной темой дискуссии стал выбор правильного вуза для будущих абитуриентов ИТ-направлений. Александр Крайнов, отвечая на вопрос одного из школьников, так прокомментировал ситуацию: «Принцип выбора вуза должен быть следующий: смотрите вузы, где есть базовые кафедры от ИТ-компаний. Сам признак того, что компания и вуз сотрудничают в этом вопросе, показывает, что, с одной стороны, компания считает, что именно здесь готовят хороших специалистов и готова вкладываться в образование, а с другой — вуз понимает, что современное обучение невозможно без привлечения действующих специалистов».

На вопрос школьника про то, как попасть в Mail.ru Group работать, ответил Андрей Калинин: «Для школьников лучшим путем станет получение хорошего образования по базовым предметам и поступление в ведущие технические вузы, например, МГУ, Бауманка, МФТИ и другие, где уже запущены образовательные проекты компании, чтобы получить важные практические навыки от сотрудников компании, которые там преподают. Все это поможет попасть к нам на первую ступень - стажерскую позицию».

О важности изучения математических наук для реализации в ИТ-профессиях, а также о связи математики и практического применения знаний рассказал школьникам на открытом уроке Борис Нуралиев: «Хочу отдельно подчеркнуть важность математики. Технологии быстро меняются, технологии переучиться легко. А чтобы стать специалистом IT-технологий в широком смысле и иметь неограниченные перспективы, учить надо в первую очередь фундаментальные вещи».


Почему стоит заниматься вопросами безопасности в сфере искусственного интеллекта уже сегодня и о смежности профессий рассказал школьникам Михаил Прибочий. После этого эксперт известной компании в области кибербезопасности привел также статистику по участию технологии машинного обучения в борьбе с разнообразным вредоносным ПО: «Ежедневно мы обнаруживаем порядка 342 тыс. новых вредоносных файлов, больше 99% из них обрабатывается различными автоматизированными системами, в том числе с применением машинного обучения, без участия человека».


Полную запись открытого «Урока цифры» по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение» можно посмотреть на сайте проекта урокцифры.рф, а также на странице Facebook организации «Цифровая экономика».

Непосредственно урок по ИИ состоит из видеолекции и онлайн-тренажера. Из лекции школьники узнают о том, как разрабатывается искусственный интеллект, где применяется и что делать, если есть желание создавать технологии будущего самому. На игровом тренажере можно пройти все этапы карьеры в сфере Data Scienсе и самостоятельно создать алгоритм для беспилотных автомобилей.

Учащиеся с 1-го по 11-й класс могут пройти уроки дистанционно в любое время, а поддержать их в этом смогут как родители, так и учителя. Все материалы — видеоролики с объяснениями, интерактивные тренажёры, методические указания для учителей —доступны на сайте урокцифры.рф.

Справка о проекте «Урок цифры»

«Урок цифры» — это всероссийский образовательный проект, позволяющий учащимся получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. Проект реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Занятия на тематических тренажерах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп — учащихся младшей, средней и старшей школы. В любое время на сайте проекта доступны для проведения уроки по большим данным, сетям и облачным технологиям, персональным помощникам и безопасному поведению в интернете.

Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнерами проекта в 2020/21 учебном году выступают Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», компании Яндекс, «1С», Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского». Технологические партнеры — образовательная платформа «Кодвардс» и международная школа программирования «Алгоритмика». В прошлом учебном году «Урок цифры» охватил больше половины российских школьников. За два года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 25 млн раз. Проект охватил все 85 регионов России, а в 2019/2020 учебном году расширил свою географию — при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100 стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики.

Кадры для цифровой экономики Цифровое образование